ТЕНДЕНЦІЇ ТА ОСНОВНІ ПРОЯВИ ВІРТУАЛІЗАЦІЇ СУЧАСНОЇ КУЛЬТУРИ

Юлія Василівна Трач

Анотація


У статті з точки зору культурології розкрито прояви віртуалізації сучасної культури, зокрема зазначено, що вся світова культура певним чином пов’язана з твореними людиною віртуальними світами, на основі яких описується теоретико- пізнавальний аспект людської діяльності. Звернено увагу, що віртуальну реальність можна розглядати як нову техніку репрезентації, яка в найближчому майбутньому багато в чому визначатиме естетичний досвід людства. Розглянуто питання комп’ютерних соціальних мереж як одного з найбільш поширених та істотних культурних артефактів сучасності. Наголошено на необхідності послідовного і систематичного культурологічного аналізу феномена віртуальності.

Ключові слова: віртуальне, віртуальна реальність, віртуалізація, культура, комп’ютерні соціальні мережі.

В статье с точки зрения культурологии раскрыто проявления виртуализации современной культуры, в частности указано, что вся мировая культура определенным образом связана с творимыми человеком виртуальными мирами, на основе которых описывается теоретико-познавательный аспект человеческой деятельности. Обращено внимание, что виртуальную реальность можно рассматривать как новую технику репрезентации, которая в ближайшем будущем во многом будет определять эстетический опыт человечества. Рассмотрены вопросы компьютерных социальных сетей как одного из наиболее распространенных и существенных культурных артефактов современности. Отмечена необходимость последовательного и систематического культурологического анализа феномена виртуальности.

Ключевые слова: виртуальное, виртуальная реальность, виртуализация, культура, компьютерные социальные сети.

This article from the perspective of cultural studies disclosed virtualization manifestations of contemporary culture, in particular, pointed out that the entire global culture in a certain way connected with man-soluble virtual worlds, on the basis of which is described epistemological aspect of human activity. The attention that virtual reality can be seen as a new representation technique that in the near future will largely determine the aesthetic experience ofmankind. The problems of computer social networks as one of the most common and important cultural artifacts of our time. There was a need for a consistent and systematic cultural analysis of the phenomenon of virtuality.

Key words: virtual, virtual reality, virtualization, culture, social computer network.


Повний текст:

PDF

Посилання


Акчурин И. А. Виртуальные миры и человеческое познание / И. А. Акчурин // Общетеоретические и логические проблемы виртуальных миров. – Москва, 2000. – С. 9–29.

Астафьева О. Н. Компьютерная виртуальная реальность как игровая форма культуры/ О. Н. Астафьева // ПОИСК. Вып. IV. Актуальные проблемы духовности, культуры, искусства. – Москва : РИЦ ИСПИ РАН, 2003. – С. 103–117.

Баксанский О. Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности / О. Е. Баксанский // Концепции виртуальных миров и научное познание. – Санкт-Петербург : РХГИ, 2000. – С. 292–305.

Дубина И. Н. Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества / И. Н. Дубина [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.philosophy.ru/ library/dubina/index.html.

Иванов Д. В. Феномен компьютеризации как социальная проблема / Д. В. Иванов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.soc.pu.ru.8101/ publckations/pts/divanov.html.

Иконникова С. Н. Виртуальная реальность как новая технология и способ постижения действительности / С. Н. Иконникова // Виртуальная реальность. Наука. Культура. – Санкт-Петербург, 1996. – С. 5–8.

Иноземцев B. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. – Москва, 2000. – 304 с.

Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – Санкт-Петербург : Петрополис, 1996. – 416 с.

Капица С. П. Очевидное невероятное. Программа, посвященная проблеме компьютерных виртуальных технологий / С. П. Капица. – Москва : ОРТ, 1996.

Кастельс М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – Москва : Academia, 1999. – 560 с.

Кузнецов М. М. Виртуальная реальность – техногенный артефакт или сетевой феномен / М. М. Кузнецов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.synergetic.ru/philisiphy/ – Загол. с экрана.

Лири Т. Семь языков бога. [Часть четвертая. Хаос и киберкультура ] / Т. Лири [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o177_page_29.html

Малясов Г. В. Виртуальная реальность: в поисках антропной идентичности / Г. В. Малясов // Материалы межвуз. конф. – Казань, 2000. – С. 35–38.

Степин В. С. Философия науки и техники : учеб. пос. / В. С. Степин, Горохов В.Г., Розов М.А. – Москва : Изд-во: Гардарики,1999. – 400 с.

Таратута Е. Е. Философия виртуальной реальности / Е. Е. Таратута. – СПб., 2007. – 147 с.

Уваров М. С. Третья природа: размышления о культуре и цивилизации / М. С. Уваров. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 252 с.

Шапиро Д. И. Виртуальная реальность и проблемы нейрокомпьютинга / Д. И. Шапиро. – Москва : Изд-во «РФК-ИмиджЛаб», 2008. – 454 с.

Яновский Р. Г. О виртуальной реальности / Р. Г. Яновский // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. / под ред. Р. Г. Яновского, Н. А. Носова. – Москва. : Ин-т человека РАН, 1998. – С. 134–138.


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.